С какими жалобами обращаются североказахстанцы в Представительство Уполномоченного по правам человека
В Конституции Казахстана прописаны основные права, которые гарантированы каждому казахстанцу, в том числе, право на жизнь, право на свободу слова, право на медицинскую помощь, право на образование и другие. Так, за 2024 год поступило 403 обращения поступило в Представительство Уполномоченного по правам человека Северо-Казахстанской области, передает корреспондент QZ News.
Согласно Конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», задачами деятельности Уполномоченного по правам человека в являются содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствование продвижению прав и свобод человека и гражданина.
«Деятельность правозащитного института в последние годы активизировалась. Это является результатом проведенных Конституционных реформ, обеспечивших усиление роли и статуса Уполномоченного, формирование института его региональных представителей. Институт Уполномоченного является эффективным инструментом по оказанию содействия в восстановлении нарушенных прав, совершенствованию нормативных правовых актов РК, поощрение и продвижение прав и свобод человека, и это его первостепенные задачи», — говорит Представитель Уполномоченного по правам человека по СКО Жанат Жумабаев.
Отмечается, что Представитель Омбудсмена вправе беспрепятственно посещать и общаться с лицами, находящимися в соответствующих организациях и учреждениях региона, оказывающих специальные социальные услуги, обеспечивающих временную изоляцию от общества или предназначенных для исполнения наказания.
«Заявителям разъясняются правовые способы и средства, которые они могут использовать для своей защиты. По результатам Омбудсмен может также направить письма в компетентные органы о проверке обстоятельств. Чаще всего заявители обращаются с жалобами на действие и бездействия следственных органов, несогласие с судебными актами, нарушение прав осужденных. Поступают обращения, касающиеся вопросов социального обеспечения, нарушения прав на охрану здоровья и трудовых прав, нарушения прав лиц с инвалидностью и другие», — объяснил спикер.
При поступлении сообщений о пытках или других жестоких, унижающих достоинство действиях, организовываются и проводятся незамедлительные посещения учреждений в том числе участниками национального превентивного механизма. Сами жалобы в зависимости от содержания незамедлительно направляются в органы прокуратуры для расследования таких обстоятельств.
«Также проведено 133 личных приема граждан. Во время посещений учреждений уголовно-исполнительной системы, проводится мониторинг соблюдения прав заключенных и условий их содержания, личные приемы дают им возможность напрямую изложить проблему, оставить жалобу или получить разъяснение. Во всех колониях установлены электронные терминалы для подачи жалоб. Заключенные могут напрямую обращаться в суды и надзорные органы, что исключает цензуру со стороны администрации тюрем. Терминалы — это тоже одна из системных мер. Они оснащены упрощенным системным обеспечением, который позволяет в несколько кликов обратиться в Генеральную прокуратуру, МВД. Эти терминалы расположены в тех местах, куда заключенные имеют свободный доступ — столовые, библиотеки, спальные помещения и т.д», — пояснил Жанат Жумабаев.