Зарплаты казахстанцев остаются самыми высокими в Центральной Азии
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в сентябре 2024 года средняя номинальная зарплата в РК составила $817,2, почти вдвое больше, чем в Узбекистане ($437,8) и Кыргызстане ($411,2). В Таджикистане этот показатель составил всего $242,8, что в 3,4 раза меньше, передает QZ News.
Аналитики Ranking отмечают, что минимальная зарплата выше тоже в Казахстане. В прошлом году она составляла 85 тыс. тг, ($181,1). В других странах Центральноазиатского региона показатели были значительно ниже: в Узбекистане — $89,4, в Таджикистане — $54,9, в Кыргызстане — $28,3.
Высокой в пересчёте на доллары может показаться минимальная зарплата и в Туркменистане ($402,9). Однако эта информация неоднозначна.
В Таджикистане за год наблюдалось значительное увеличение зарплат: номинальные выросли на 24,9%, а реальные — на 21,1%. Это самые высокие темпы роста в регионе. В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане увеличение было менее значительным.
Инфляция также влияет на покупательную способность. В 2024 году рост цен в Казахстане составил 6,6%, в Узбекистане — 7,7%, тогда как в Кыргызстане — 4,2%, а в Таджикистане — 3,2%.
Самые высокие зарплаты в Центральной Азии наблюдаются в сферах финансов и страхования. В Казахстане средний доход работников этих отраслей превышает $1,7 тыс., в то время как в Таджикистане — около $561,9. В Узбекистане и Кыргызстане также выделяются высокие зарплаты в IT и финансовом секторе.
Среди сфер с самыми низкими зарплатами — образование, здравоохранение, агропромышленный комплекс и коммунальное хозяйство. Несмотря на относительно низкую стоимость жизни, покупательная способность зарплат в странах Центральной Азии остается значительно ниже, чем в Европе и США. Например, в Узбекистане индекс покупательной способности составляет 44,5, а в Кыргызстане — почти на 65% ниже, чем в Нью-Йорке.
Казахстан удерживает лидирующие позиции по уровню зарплат в регионе, однако высокая инфляция снижает их реальную ценность. В остальных странах региона рост доходов менее заметен, что обостряет социально-экономические различия.