Память сильнее времени: путь капитана Амурзака Шалгинбаева до Кенигсберга
QZ News продолжает знакомить читателей с историями тех, кто приближал Великую Победу. Своими воспоминаниями о герое-ветеране семьи поделился Ильяс Сабдинов.
«О своем дедушке, ветеране Великой Отечественной войны, ранее не писал. Несмотря на то, что я никогда в жизни его не видел, рассказов о нем от мамы было множество. И знаете, горжусь таким дедом!
Капитан Шалгинбаев Амурзак Малгаждарович — человек, дошедший практически до логова врага, до самого Берлина. В момент, когда нужно было сделать последний финальный бросок для бомбежки фашистов, он со своей батареей 120 легко-артиллерийского Новгород-Северского полка осел в Кенигсберге. После войны, дабы не допустить разграбления, он остался в качестве коменданта, задачей которого было минимизировать мародерство в захваченном городе. Хотя у него и его иссякнувших силами, но не лишенных мотивации бойцов был шанс принять участие в финальном захвате Берлина.
Два Ордена Славы, Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Ленина, Медали «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга»… После войны он рассказывал о своих подвигах с неохотой. Лишь в моменты расслабления под уже нефронтовые 100 грамм у него наступал период интересных и душевных историй. Он ушел служить в 1939-м году молодым 21-летним парнем, а вернулся лишь к осени 1946-го закаленным боями и службой Отечеству мужчиной. Воевал от звонка до звонка. После войны он еще полтора года восстанавливал разгромленные советские города, и лишь потом вернулся в Северный Казахстан.
В командовании полка о нем отзывались, как о смелом, мужественном и отважном офицере.
«В оборонительных боях Шалгинбаев показал образцы стойкости, дисциплинированности и отваги, а также мужества и умение руководить подразделением на поле боя. Батарея Шалгинбаева действовала на открытых огневых позициях и не понесла никаких потерь» — это цитата из наградного листа офицера.
Свое мужество и принципиальность дед показал и в послевоенные годы, когда работал председателем райкома КПСС в Смирново. Он не мог терпеть бахвальство, разгильдяйство и подхалимство. Был всегда требовательным и жестким мужчиной, со своим мнением, за что некоторые его недолюбливали. Люди говорили, что такой характер стал следствием войны, хотя, по мнению его родных, он был таким по своей натуре, иначе не стал бы командиром.
Амурзак Малгаждарович с моей бабушкой воспитал пятерых детей. Все, как на подбор: красавцы и красавицы, остроумные и жизнерадостные. Они гордились своим отцом, ставили его в пример, почитали и уважали. Горжусь и я! Помню!»