В СКО правовую грамотность жителей повышают с помощью цифровой юстиции
Департаментом юстиции СКО и его территориальными подразделениями, оказываются 12 государственных услуг, которые поступают через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», и информационную систему «Государственная база данных», «Е-лицензирование», «Е – Апостиль» и на бумажных носителях. А подробнее о цифровых услугах юстиции в СКО рассказала QZ News — и.о. руководителя департамента юстиции области Гульнара Кожахметова.
Органами юстиции области, за 2024 год всего оказано 1223 государственных услуг из них — через Госкорпорацию было оказано — 903 услуг, посредством «Е-лицензирование» – 98, через «Портал электронного правительства» — 11, в бумажной форме – 73, отказано — 138.
«Жалоб в адрес Департамента юстиции СКО на качество и сроки оказания государственных услуг не поступали, нарушений сроков не имеется. Действует сектор дистанционого консультирования «Телефон-горячая линия», предназначенный для оказания консультации по вопросам, входящим в компетенцию органов юстиции. Все возникаюшие вопросы граждане могут задать по телефонам: 33-23-80; 33-37-32; 33-26-35, Телефон доверия: 46-36-96 и посредством WhatsApp:8705 320 83 28, 8707 956 67 36», — рассказала спикер.
Отмечается, что на веб-сайте Департамента юстиции СКО ежеквартально размещается полная и доступная информация о государственных услугах, оказываемых Департаментом юстиции области с последними изменениями.
«В январе Министерство юстиции совместно с Республиканской палатой ЧСИ запустило пилотный проект по внедрению «Робота судебного исполнителя». Несомненно «Цифровой судебный исполнитель» имеет ряд преимуществ: освобождены от расходов по оплате деятельности ЧСИ и визитов к ним, так как все действия совершаются автоматически. Имеется фиксация доставки и прочтения уведомления. Так после возбуждения производства до 20 МРП, робот направляет должнику уведомление с детальной информацией об упрощённом производстве по нескольким каналам ( СМС сообщение от 1414 и push-уведомление в EGov Mobile). Робот в отличие от ЧСИ налагает арест только на 1 банковский счет в пределах суммы долга, тогда как ЧСИ арестовывает все счета. Для удобства граждан доступна онлайн оплата задолженности с автоматическим снятием всех мер обеспечения (аресты)», — объясняет Гульнара Кожахметова.
Таким образом человеческий фактор полностью исключается.
«Данный проект исключает необходимости контактировать с судебными исполнителями, все действия производятся онлайн и не нужно предъявлять квитанции и прочие подтверждающие документы для прекращения производства и снятия арестов. Ключевыми недостатками данного алгоритма являлись: 1. Возбуждение исполнительного производства после оплаты долга; 2. Включение расходов за отправку СМС в стоимость долга; 3. Арест всех банковских счетов должника с санкции прокурора. 4. Длительность совершения процессуального действия до 3 рабочих дней; 5. Коррупционные риски, зависимость граждан от ЧСИ и другие. К примеру, ранее при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось оплачивать частному судебному исполнителю дополнительно до 25% от суммы штрафа», — говорит собеседник.
А проект «Е-заң көмегі» предназначен для автоматизации деятельности адвокатов и юридических консультантов, их «онлайн» взаимодействия с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами. В системе уже автоматизированы процессы гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) по уголовным и гражданским делам, т. е. для оказания ГГЮП органы уголовного преследования осуществляют вызов адвокатов через систему (это позволило исключить риски вызова «удобного» для дела адвоката, т. к. адвокат выбирается по алгоритму системы, поочередно из числа дежурных).
«Для повышения правовой грамотности и доступности получения правовой консультации Министерством в текущем году планируется внедрение чат-бота с искусственным интеллектом в мобильном приложении «Е-заң көмегі» — это позволит гражданам в режиме 24/7 получать ответы на интересующие их правовые вопросы, который при необходимости посредством видеозвонка соединяет с оператором правовой информационной службы для более детального разъяснения либо получения квалифицированной юридической помощи для граждан подлежащих гарантированной государством юридической помощи. За прошлый год Департаментом юстиции оказана юридическая помощь в рамках государственно гарантированной.юридической помощи – 16602 гражданам», — отмечает и.о. руководителя департамента юстиции Северо-Казахстанской области.
Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка. За 2024 год нотариусами области удостоверено 210 доверенности и выдано 249 согласие. В Северо-Казахстанской области, состоящей из 13 районов и 181 сельского округа, успешно реализуется проект «Кабинет права». Это уникальная инициатива, направленная на повышение доступности правовой информации и помощь гражданам.
В каждом сельском округе создан правовой кабинет, расположенный в здании акимата. Здесь обеспечен доступ к информационным системам «Әділет» и «Е-өтініш», представлены материалы для разъяснения законодательства. Граждане могут получить консультации по интересующим их вопросам.
«Для удобства жителей разработаны отдельные сайты и мобильные версии. Благодаря внедрению QR-кодов, каждый может оперативно получить доступ к государственным базам данных, правовой информации и электронным услугам. Проект ориентирован на потребности сельских жителей, предоставляя им возможность решать правовые вопросы, не выезжая за пределы своего округа. Таким образом, даже в самых отдалённых районах области каждый гражданин может эффективно взаимодействовать с государственными органами», — подытожила Гульнара Кожахметова.